КОГДА БОГ СТАЛ НАДЕЖДОЙ

Заметки о фильме «Человек Божий»

Однажды во время молитвы святителю Нектарию Эгинскому явилась Богородица в сопровождении ангелов, поющих особым напевом. Святой записал песнопение, которое известно теперь во всем мире под названием «Агни Парфене». 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась всероссийская премьера фильма «Человек Божий» о жизни святителя – страдальца, молитвенника, чудотворца.
«Горе мне, если вера моя зависит от людей», – вот и весь ответ святителя на клевету, предательство, оскорбления. По одному только наговору от него отрекается Александрийский Патриарх Софроний – не просто руководитель, но в первую очередь духовник и отец. Святителя Нектария лишают кафедры, средств к существованию, доброго имени.
Ведь так часто мы ищем удачи, успеха, признания. Даже в Церкви, даже в монашестве, даже в покаянии и самоуничижении. А он не ищет, не добивается быть Патриархом, и называет власть раковой опухолью, постепенно меняющей ее носителя. «Сегодня справедливость восторжествует, и я не стану Патриархом», – говорит святитель, поражая своих друзей.
С карьерой у него сплошные неудачи, а вот с влиянием на людей, с незаметным и неброским преображением сердец – все лучше и лучше. Воспитание будущих пастырей, сестер Троицкой обители, проповедь и забота о людях стали делом жизни святого. На этом пути он обрел внутренний покой, ведь «не обязательно быть Патриархом, чтобы делать что-то значимое». Правда, методы воспитания уж больно своеобразны – наказание себя голодом за подравшихся воспитанников. Но действуют куда лучше жестких мер и гневных речей, потому что «строгости не должно быть больше, чем доброты».
Оказывается, Святость – радость для тех, кто пользуется ее плодами (для нас то есть). А для самого святого она и боль, и одиночество, и страдание, и оставленность. И все это очень хорошо – деликатно, тонко, реалистично – показано в фильме.

Вам может также понравиться...