История Собора
Святыни Собора
Уникальные росписи нижнего храма
Фотографии
История Собора

13 июля (30 июня ст.с.) 1848 Преосвященным Ионою(Капустиным) епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии в Кыштымском заводе был заложен Христо-Рождественский собор — каменный, двухэтажный, шестипрестольный, с колокольней, могущий вместить свободно до 5000 молящихся на каждом этаже.
Преосвященный Иона, епископ Екатеринбургский родился 24 января (11 ст.с.) 1790 года в Тобольске, 19 мая ст.с. 1846 года рукоположен во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, скончался 26 ноября (13 ст.с.) 1867 года, похоронен в Далматове, за правым клиросом Успенского собора Далматовского монастыря. Родственник(дядя) известного архимандрита Антонина(Капустина) — начальника Русской Духовной Миссии в Палестине 1865 — 1894 годов.
Христо-Рождественский собор освящен 3 августа(21 июля ст.с.) 1857 года.
Из клировых ведомостей известно, что собор построен «тщанием прихожан».
Престолы в верхнем храме «летнем»:

- центральный — во имя Воскресения Христова
- правый — Покрова Пресвятой Богородицы
- левый — Святителя Николая
Престолы в нижнем храме «зимнем»:
- центральный — во имя Рождества Христова
- правый — Сретения Господня
- левый — Благовещения Пресвятой Богородицы
К 1873 году были освящены престолы нижнего храма. Богослужения совершались у главного престола собора в Воскресные дни и по Праздникам. К этому времени верхний храм еще не был «устроен».
Согласно ведомости 1877 года в верхнем храме собора «все три иконостаса поставлены на свое место, покрашены, но позолотою еще не окончены», Богослужения в соборе совершаются постоянно.
К 1890 году освящены приделы верхнего храма.

С 1857 по 1909 годы Христо-Рождественский собор являлся приписным к церкви Сошествия Святаго Духа Кыштымского завода с наименованием кладбищенского, отдельного клира не имел. Известно, что в 1856 году в Кыштыме проживало 7507 человек и еще полторы тысячи были приписаны к Троицкой единоверческой церкви.
С 1859 в составе клира церкви Сошествия Святаго Духа в сане дьякона служил Алексий Павлов Пьянков, рукоположенный во священника в 1871 году. Умер отец Алексий 6 мая (23 апреля ст.с.) 1895 года и был погребен «в ограде Христорождественской церкви».
В конце XIX – начале XX века в составе клира служил священник(в последствии протоиерей и первый настоятель собора) Константин Алексиев Пьянков — сын отца Алексия Пьянкова.

8 ноября (26 октября ст.с.) 1892 года с благословения Преосвященнейшаго Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, прихожане и духовенство поздравляли Дмитрия Ивановича Мартынова с 12-ти летием трудов старостой общины: «… Вы дѣятельно принялись за украшеніе и обогащеніе всѣмъ нужнымъ къ освященію трехпредѣльнаго верхняго храма, поновленіемъ иконъ и иконостаса въ нижнемъ храмѣ, поновленіемъ в сей церкви с наружи, позолотою главъ и крестовъ на ней, устройствомъ роскошной для столь величественнаго храма ограды и въ ней сада, по Вашему предложенію устроена подписка на колоколъ, на что вы первый подали примѣръ своею нескудною жертвою. Ваше служеніе и Ваша деятельность глубоко запечатлѣлась въ сердцѣ каждаго прихожанина и останутся памятными изъ рода въ родъ. …».
В 1902 году были расписаны стены нижнего храма трудами московской придворной художественной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова.
Указом Святейшаго Правительствующаго Синода(№ 16171) от 13 декабря (30 ноября ст.с.) 1909 года поручено открыть самостоятельный приход при «Христорождественской церкви» с штатом в два священника, дьяконом и двумя псаломщиками.

В начале 1910 года священник Константин Пьянков назначен «на настоятельское место к Христорождественской церкви».
Вторым священником был переведен в штат из Духосошественской церкви Мутин Дмитрий, а на диаконское место диакон Хлопотов Василий.
Священник Дмитрий Мутин умер 22 февраля (9 ст.с.) 1914 года и был погребен в церковной ограде. На освободившееся место был перемещен священник Александр Иоаннов Левитский.
Священник Александр Иоаннов Левитский умер 19 ноября (6 ст.с.) 1918 года и погребен «в соборной церковной ограде».
6 ноября (24 октября ст.с.) 1912 года по окончании Божественной Литургии, которую в «Христорождественской церкви Кыштымского завода» совершал Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан(Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, был обнародован Указ Святейшаго Правительствующаго Синода о возведении «Кыштымской Христорождественской церкви на степень штатного собора», священник Константин Пьянков возведен в сан протоиерея. За Литургией рукоположены диакон Константин Словцов в сан священника (священномученик, прославлен в числе новомученников и исповедников Церкви Русския), Александр Юшков в сан диакона.

В дневнике путешествий по обозрению церквей за октябрь 1911 года епископ Митрофан отмечает: «Не смотря на недавнее существование прихода, в нем имеется церковно-приходское попечительство, церковная библиотека и церковно-приходская школа. Заботою попечительства служит благоукрашение приходскаго храма».
Там же находится сообщение настоятеля о приходской жизни: «Состояние прихода в религиозно нравственном отношении удовлетворительно. Храм прихожанами посещается охотно и в большом количестве, особенно в осеннее и зимнее время, когда прихожане бывают свободны от полевых работ. Любовь ко храму со стороны прихожан выражается в пожертвованиях разных предметов, необходимых для его благоукрашения. В настоящем, напр., году прихожанами Лаврентием и Иваном Лобутиными пожертвованы были на иконы нижнего иконостаса две серебряные ризы весом 33 ф. и стоимостью 1400 рублей.
Среди прихожан существуют и поддерживаются многие благочестиво-религиозные обычаи, как, напр., поминовение умерших, которое совершается как в церкви, так и в домах прихожан во все дни, в которые установлено творить таковое; общее молебное пение ко Пресвятой Богородице о болящих членах приходской семьи, каковое совершается почти во все воскресные дни после литургийных служб; чтение акафистов и крестные ходы по случаю каких либо бедствий или милостей, ниспослаемых от Бога. В июне настоящего года по случаю сильной засухи, по желанию прихожан, крестные ходы устраивались пять раз, при этом со св. Иконами ходили на поля за 10—15 верст, и каждый раз молящихся собиралось до трех тысяч.».
В эти годы «прихожан считается 8244 д. об. п. (душ обоего пола)».

В феврале-апреле 1914 года «церковно-приходскими собраниями избраны и с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, вступили в должности председателей и членов церковно-приходских попечительств: при Кыштымском Христорождественском соборе, Екатеринбургскаго уезда председателем крест. Н. Ф. Вогулкин, членами: К. Д. Устинов, М. Е. Швейкин, И. Г. Лабутин, А. Л. Лабутин, И. М. Санников, И. Е. Ходов, К. Н. Долгов, Д. А. Астахов, Е. А. Тверсков, И. Н. Васелков, П. Д. Абрамов, Н. П. Казанцев, П. И. Горелов, Г. И. Курчавов, А. В. Шипулин, Ф. А. Глазков, П. П. Миронов, П. М. Алферов, С. Г. Мартынов, П. Г. Корольков, А. И. Карташев, Д. И. Родионов, М. М. Швейкин, П. С. Санников, И. С. Алексеев, В. С. Санников, A. И. Чуфаров».
В должности старосты утвержден крестьянин Захаров Андрей.
С середины 1938 года собор был закрыт.
Богослужения возобновились в послевоенные годы. В соборе хранится антиминс, освященный и подписанный архиепископом Челябинским Ювеналием(Килиным) в 1947 году.
В 2020 году под медальном Рождества Христова на фасаде собора обнаружено более раннее изображение Господа Вседержителя.
Автор: иерей Николай
Материалы предоставлены: Савелюк Л.В.
Святыни Собора
Уникальные росписи нижнего храма
Стены нижнего храма и алтаря расписаны трудами московской придворной художественной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова в 1902 году.