Святые

В статье приводятся жизнеописания святых, чья жизнь была связана с нашим городом и Собором Рождества Христова г. Кыштыма.

Священномученик Константин Словцов (1918)
Священномученик Константин Алексеев (1918)
Священномученик Александр Сидоров (1918)


Священномученик Константин Словцов

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Выпускник Тобольской духовной семинарии Константин Словцов

Священномученик Константин Словцов окончил Тобольскую духовную семинарию. 22 октября 1912 года Преосвященнейшим Митрофаном (Афонским), епископом Екатеринбургским и Ирбитским, Константин Виссарионович был рукоположен в сан диакона, а через два дня в Христорождественской церкви Кыштымского завода Екатеринбургского уезда удостоился возведения в сан священника. Первым местом служения батюшки стала Вознесенская церковь Полевского завода того же уезда.

Почти через год, в сентябре 1913 года, отца Константина перевели в село Егоршинское Ирбитского уезда, где действовала церковь в честь пророка Божия Илии.

Служение в Егоршинском приходе, особенно в годы революции и гражданской войны, требовало от священника настоящего мужества и самоотвержения.

Открытие и начало промышленной разработки месторождения каменного угля коренным образом изменили жизнь села Егоршинского и окрестных деревень. Население стало расти за счет пришлых людей, которые стекались на шахты в поисках заработка, хотя этот заработок был весьма скромен: в среднем шахтер получал за сутки сорок две копейки — почти вдвое меньше, чем отводилось на содержание лошади. Сама работа на шахтах мало чем отличалась от каторжной. Особым благочестием шахтеры не отличались, интереса к духовной жизни не проявляли, зато живо откликались на революционную агитацию.

Развитие села сыграло свою роль во время революции и гражданской войны. В то время как многие крестьяне не поддерживали большевиков, рабочие железнодорожного депо и шахтеры стали опорой советской власти. На заводах и на угольных копях большевики взяли власть тотчас после Октябрьского переворота. В начале 1918 года в Егоршинском состоялся районный съезд, который избрал районный исполнительный комитет из десяти человек. Милиция была упразднена, и вместо нее создан отряд Красной гвардии. Организатором этого отряда был рабочий железнодорожного депо, член местного Совета коммунист А. О. Павловский. До этого он был красногвардейцем в Петроградском отряде, образованном при русско-балтийском вагоностроительном заводе. Он плохо знал русский язык, читать мог только по-латгальски. Перед поездкой на Урал его обучили письму на русском языке. Как бывший фронтовик, Павловский учил рабочих военному делу, и вскоре его отряд стал выполнять карательные функции.

Летом 1918 года на станции Егоршино находился штаб 1-й бригады 1-й Уральской дивизии красных. Имея значительное превосходство и владея егоршинским железнодорожным узлом, красные умело маневрировали своими силами и в течение полутора месяцев сдерживали белых. В районе начался красный террор — красногвардейцы устраивали расправы над мирными жителями, которых расстреливали недалеко от станции. По дороге, ведущей к селу Покровскому, позже было найдено двадцать шесть братских могил, в которых погребено около двухсот пятидесяти человек. Часто расстрелы сопровождались страшными зверствами. Так, одного из жителей села Егоршинского проткнули штыком и полуживым закопали в землю. Вместе с ним живой была закопана и его жена. У многих погибших были выколоты глаза, вывихнуты или отрезаны руки…

Как сообщалось в газете «Отечественные ведомости», «…в самом селении Егоршино… Духовенству вообще пришлось почти везде быть главным после буржуазии объектом озлобления. <…> Один священник рассказывает, как ему несколько дней пришлось голодному скитаться в лесу, спасаясь на деревьях не только от красноармейцев, но и рыскающих волков. Убийство священников нередко сопровождалось кощунством». В Ирбитском уезде священники начали покидать приходы. Отец Константин Словцов тоже мог уехать из села, которое стало местом скопления враждебных Церкви вооруженных банд, но он этого не сделал, не оставил без духовного окормления своих прихожан, а продолжал служить, все упование возложив на Бога. Между тем, тревожные вести о расправах над духовенством продолжали распространяться по уезду. В начале июля карательный отряд со станции Егоршино прибыл в село Сарафанное Ирбитского уезда, чтобы арестовать и расстрелять священника отца Флорентия Троицкого. Его обвинили в агитации против советской власти, в знакомстве с кулаками, которых он якобы настраивал против деревенской бедноты. К счастью, отца Флорентия не оказалось дома и расправа не совершилась. Двое суток батюшка скрывался в лесу.

Незадолго до прихода белых в селе Егоршинском вспыхнуло восстание против большевиков. Взбунтовались мобилизованные в Красную армию железнодорожные рабочие и служащие, которых собирались вывезти в Екатеринбург. При этом им не выплатили жалование за месяц, не выдали обещанную муку, продовольственный паек, тем самым, обрекая их семьи на голод. Революционный комитет запросил помощи для подавления восстания у отряда Павловского, который в это время усмирял сопротивление большевикам в другом районе. Павловский срочно вернулся в Егоршинское и потребовал выдать ему «организаторов восстания», причем сам определил, кого ими считать. В своих воспоминаниях он писал, что руководителями восстания были несколько человек, в том числе отец Константин Словцов. Все эти люди были арестованы и вскоре расстреляны. Особенно зверски красные расправились с отцом Константином: перед смертью его мучили, кололи штыками, отрубили нос вместе с верхней губой, затем расстреляли. Это произошло 20 июля/2 августа 1918 года.

Своей мученической кончиной отец Константин показал преданность православной вере и Церкви, мужество и величие духа простого сельского пастыря.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года отец Константин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Источник: Жизнеописание на сайте Екатеринбургской епархии


Священномученик Константин Алексеев

Отец Константин Алексеев с семьей

Константин Николаевич Алексеев родился 3 ноября 1873 г. в селе Новое Камышловского уезда, в семье церковнослужителя. В 1884 г. он начал обучение в духовном училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, а окончил — в Камышловском училище на епархиальном обеспечении. После его окончания он поступил в первый класс Пермской духовной семинарии, но продолжать обучение не стал.

С двадцати лет Константин нес служение в качестве псаломщика в храмах Шадринского и Екатеринбургского уездов.  В 1894 г. он женился.

Получив свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, в ноябре 1897 г. Константин был рукоположен во диакона. В течение 10 лет он прослужил в Царе-Константиновском храме села Галкинское, недолгое время – в Никольском храме Верх-Нейвинского завода. В 1908 – 1910 гг. он был клириком Казанско-Богородицкого храма Нижне-Исетского завода Екатеринбургского уезда.

Церковь Сошествия Святого Духа

14 марта 1910 г. диакон Константин был рукоположен в сан пресвитера  и поступил на вторую священническую вакансию в Духосошественскую церковь Кыштымского завода Екатеринбургского уезда. Здесь его утвердили и в должности законоучителя одноклассного училища. Служение в Кыштымском заводе продолжалось в течение двух лет.

13 декабря 1912 г. священник Константин Алексеев был переведен в Свято-Троицкую церковь села Троицкое Камышловского уезда, где он прослужил до 1918 года.

Священник Константин стал истинным пастырем для своих прихожан. Вся жизнь его была наполнена деятельной любовью к людям, заботой об их духовных и материальных нуждах. Отдаваясь всецело священническому служению, он был далек от политики.

В первые дни октябрьского переворота 1917 года в Камышлове был организован городской Совет, а в течение марта 1918 года по всему уезду были образованы волостные и сельские советы. Крестьянское население уезда к новым органам власти относилось отрицательно. Жители села Троицкое предприняли одну из первых в Камышловском уезде попыток выступить против новой власти: в конце января 1918 г. на сельском собрании ими было принято решение поднять народ по колокольному звону и ликвидировать сельский совет. Большевики об этом узнали и пригласили на помощь представителей уездного совета.

30 января 1918 г. в селе Троицкое раздался набат. Крестьяне собрались у волостного правления. Приехавшие из Камышлова большевики попытались разъяснить народу очередные задачи советской власти и привлечь его на свою сторону рассказами о светлом будущем. Но их никто слушать не стал. Опасаясь, что крестьяне проявят насилие по отношению к приезжим большевикам, члены сельсовета через запертую дверь начали стрелять, убили трех человек, еще троих ранили. Сельский совет ликвидировать не удалось, но его распоряжения крестьяне по-прежнему игнорировали.

В июне 1918 г. Камышловский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов принял постановление о реализации в уезде Декрета о хлебной монополии, предполагавшего реквизицию хлеба у населения. В ответ на это волостные советы заявили, что проведение в жизнь этого декрета среди их населения невозможно. В районе было много зажиточных крестьян, которые были крайне недовольны советской властью и ее мероприятиями, особенно реквизицией продовольствия и мобилизацией в Красную армию. Население стало сопротивляться проведению этих мероприятий, и только тогда, когда в районе сосредоточилось большое количество красноармейских и красногвардейских карательных отрядов, Советы смогли добиться исполнения своих постановлений.

Летом 1918 г., несмотря на численное превосходство, Красная армия начала отступать под натиском чехословацких войск. Настрадавшиеся от произвола местных советов и Рабоче-крестьянской армии, жители большинства уральских заводов и сел встречали чехов как освободителей. Отступая, красноармейцы в бессильной злобе грабили и расстреливали мирных жителей, брали заложников, сжигали дома и даже целые деревни.

Особую ненависть красноармейцы проявляли по отношению к священнослужителям. 14/27 июля 1918 г. на квартиру к священнику Константину Алексееву явились вооруженные красноармейцы, арестовали его и увезли сначала на станцию Богданович, а затем, отступая, на станцию Антрацит. Иерея Константина с другими заложниками они увезли с собой.

17/30 июля 1-й Крестьянский коммунистический полк покинул Антрацит и стал отступать к станции Егоршино. К этому времени настоятель храма Святой Троицы села Троицкое священник Константин Алексеев был расстрелян. Точная дата этого трагического события не известна.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священник Константин Алексеев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Источник: Жизнеописание на сайте Екатеринбургской епархии


Священномученик Александр Сидоров

Память 10 июля (27 июня ст. с.)

Священномученики Николай Бирюков, Константин Алексеев и Александр Сидоров

Священномученик Александр Сидоров родился 15 августа (ст. ст.) 1867 года в поселке Нижне-Уфалейский завод Екатеринбургского уезда в семье крестьянина Василия Федорова Сидорова, выходца из села Дедикова Зарайского уезда Рязанской губернии, и жены его Акилины (отчество – неразборчиво). На следующий день Александра крестили в Казанско-Богородицкой церкви. Таинство крещения совершил священник Александр Андреев Смышляев с пономарем Матвием Никитиным Алексеевым, восприемниками младенца были крестьянин Ефим Иванов Грачев, выходец Вязниковского уезда Владимирской губернии, и девица Клавдия Иванова Фокина.

Александр и Мария Сидоровы

По окончании шести классов екатеринбургской мужской классической гимназии он был определен учителем кыштымского двухклассного училища министерства народного просвещения, где работал с 1890 по 1895 год. Здесь он женился на дочери Кыштымского священника Алексия Пьянкова — Марии, имевшей также звание домашней учительницы после окончания Екатеринбургского епархиального женского училища в 1890 году. В августе 1895 года Александра Васильевича перевели учителем в Ревдинский завод. В ноябре того же года Рязанской казенной палатой он был уволен из крестьянского сословия и принят в духовное звание епископом Симеоном (Покровским). 10 декабря 1895 года состоялось рукоположение Александра Васильевича в сан диакона. Новопосвященного направили для служения в Вознесенскую церковь Кузнецкого села Екатеринбургского уезда.

В 1897 году отец Александр был рукоположен в сан священника и определен к далматовской Николаевской церкви Шадринского уезда на третью вакансию. С марта 1898 года отец Александр стал законоучителем в церковно-приходской школе деревни Затеча, приписанной к Далматовскому приходу.

В 1906 году скончалась супруга отца Александра, матушка Мария. Вдовому священнику пришлось одному воспитывать троих детей.

Во время Гражданской войны в 1918 году священники Николаевской церкви Владимир Сергеев и Александр Сидоров, а также дьякон Василий Ситников претерпели мученическую кончину. Бывший красноармеец 4-го Уральского стрелкового полка А.Н. Грязных вспоминал: «Приступив к Далматову, мы решили с честью встретить противника. На помощь Шадринской добровольческой группе белогвардейцев прибыл из Омска 2-й Степной полк, состав которого был в большинстве из офицеров». В ночь на 27 июня/10 июля белогвардейские части подошли к реке Исеть. «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь, – писал А.Н. Грязных. – Все было готово: пулеметы, замаскированные на своих местах, уже готовы были осыпать наступающих. Какая-то нервная дрожь, дрожь, которую испытывают охотники при виде дичи или зайца, охватывает всех нас, сидящих в одиночных окопчиках, на берегу реки Исети. Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде. Уже сумерки. Вот еще несколько десятков сажен — и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушает зловещую тишину и цепь рассеивается. <…> Колокольный звон оказывается сигналом, который устроили местные священники, затворившись в церкви. Они видели все приготовления и дали понять о грозящей опасности для близких им по духу людей и решили пожертвовать собой, но спасти других». Через некоторое время с колокольни стал раздаваться уже трезвон во все колокола. Винтовочной и пулеметной стрельбой по церкви красные прекратили колокольный звон, а несколько орудийных залпов приостановили наступление белых. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова.  Красноармейцы были в ярости от случившегося. Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви, чтобы не вмешивались в борьбу за власть. В тот же день оба священника были убиты красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров и Василий Ситников прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Источники:
Рождественский Вестник. К 150-ти летию со дня рождения. Автор: Савелюк Л.В.
Николаевский храм города Долматово. Шадринская епархия