Неоязычники

«Родноверие» — религия наших предков?

Тема неоязычества сегодня перестала быть уделом узкого круга специалистов. Неоязычники в России одновременно преследуются за экстремизм и проникают в высшие эшелоны власти и силовых органов, при этом мало кто понимает, что конкретно представляют собой их взгляды и верования.

Неоязычников часто можно встретить в спорте, армии, полиции и даже в среде казачества, которое часто позиционируется в СМИ как оплот православия. Сильных мужчин в России привлекают отечественные, «исконные» этнографические мотивы. При ближайшем рассмотрении оказывается, что неоязычество использует эти молитвы для маскировки и никаких подлинных исторических корней не имеет.

Кто такие неоязычники

Неоязычеством называются новые или «реконструированные» языческие учения и псевдодуховные практики, тип новых религиозных движений. Самый распространенный вид неоязычества в России это «славянское родноверие» – попытки возрождения дохристианских верований древних славян на основе исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из верований других народов и современного оккультизма.

Неоязычники активно используют разные подделки вроде «Велесовой книги» или «Вед славян». Создают и свои собственные, например, так называемые «Славяно-арийские веды». Самые продвинутые их представители опираются на труды академика Б.А.Рыбакова. В 1980-е он попытался реконструировать дохристианские верования славян, при этом вызвав в свой адрес справедливые обвинения в ненаучности и фантастических домыслах. Ученый мир раскритиковал идеи Рыбакова, отметив, что за пределами своей узкой специализации (ремесло древней Руси) он был эрудированным и воинствующим дилетантом.

Почему их становится больше

Неоязычество играет на чувстве национального самосознания, любви к своей Родине, на чувстве патриотизма. В эпоху глобализации, когда стираются национальные различия, активно насаждаются западные ценности и образ жизни, вполне закономерно возникает обратная реакция — люди начинают интересоваться «своим исконным», национальными мотивами, жизненными установками.

Неоязычество тесно связно с оккультизмом, магией и «народным целительством». В народе крайне популярны сообщения астрологов, советы «русских колдунов», «народных целителей». «Родноверие» с его волхвами и жрецами удачно вписывается в эту среду.

Росту интереса к неоязычеству способствует и получивший распространение здоровый образ жизни, вегетарианство, культ физической силы и красоты человеческого тела. Родноверие представляется этакой «религией сверхчеловека» – мускулистого и красивого.

Нарастающие экологические проблемы тоже играют на руку неоязычникам. По мнению их идеологов, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим, предлагается

христианские верования заменить язычеством, в основе которого — поклонение природе.

Некоторые люди находят в неоязычестве свободу от старых мировоззрений. Разочаровавшись в своей религии, кто-то становится атеистом. А кому-то нужно нечто другое. Каким бы человек на словах ни был независимым, ему всё равно требуется на что-то опираться, потому что мы ценностно-обусловленные существа. Даже если не верим в Бога, свободу, демократию — верим в деньги, в себя, что-то еще. Принятие неоязычества — так или иначе, поиск самоутверждения. Язычество привлекательно благодаря своей пластичности. В отличие от традиционных религий, оно не содержит устоявшихся правил и требований и позволяет сконструировать такой вариант мифологии, который удобен конкретному человеку.

Что внутри

Неоязыческие общины и объединения могут быть как авторитарными, так и весьма аморфными. Многое зависит от лидера, его взглядов и политики в отношении рядовых членов. В ряде случаев родноверческие группы имеют признаки тоталитарных сект. Среди членов организаций в той или иной мере имеет место контроль поведения, информации, мышления и эмоций. Формируется собственная система ценностей, идёт постоянное навязывание идей, пропагандируемых группой. Мир разделяется на «своих» и «чужих». Прививаются идеи расизма, национализма, шовинизма. В ряде случаев ведется политическая антиправительственная пропаганда.

При вовлечении в неоязыческие структуры нередко используются психологические приёмы, свойственные деструктивным сектам. Так, для привлечения людей родноверческие группы предлагают принять участие в празднике, этно-фестивале, окунуться в «народные традиции», излечиться от болезней методами «традиционной медицины». На самом же деле человек попадает на неоязыческие обряды, становясь их непосредственным участником.

Среди неоязычников много националистов, нацистов, сепаратистов, которые призывают к разделению России на части, к отделению Сибири и Урала, к превращению России в некий конгломерат государств. Некоторые из них даже видят в этом некий «идеал русского мира», очевидно, опираясь на образцы древнего родоплеменного строя или княжеских усобиц, и активно к этому призывают.

Родноверы активно пользуются историческими мифами, которые находят отклик у патриотически и националистически настроенных людей. Одни из мифов носят положительный характер — о древних славянах, их истории, быте, верованиях, обрядах. Другие — отрицательный: о христианах, о евреях и т.д. К официальной истории, хронологии, датировкам отношение у неоязычников скептическое. Из летописей и археологических исследований принимают только то, что соответствует их взглядам на историю. Среди отрицательных мифов у родноверов четко выделяется большая группа мифов антихристианских. Это мифы, очерняющие христианство вообще и РПЦ — в частности.

Сами себя неоязычники предпочитают называть «правоверами», «староверами», «славянами», «славяно-ариями», «русичами», «русами» и т.д. Слово «русский» у них непопулярно, и иногда оно сознательно отвергается.

Сколько родноверов, столько и родноверий

Несмотря на многочисленные попытки объединения, в настоящее время славянское неоязычество — это несколько крупных объединений и множество независимых общин, в которых иногда всего по нескольку человек. Каждое объединение и каждая община имеет свою собственную идеологическую базу, которая во многом является авторским изобретением лидера, и формировалась практически независимо от других.

Вероучительные положения неоязычников весьма разнообразны. Некоторые из них признают нескольких богов, другие считают этих богов всего лишь проявлениями единого бога. Как говорят сами неоязычники: «Сколько родноверов, столько и родноверий».

По мнению экспертов, неоязычество сложно поддается описанию и систематизации: приверженцы новых течений и общин не всегда могут договориться между собой об общих правилах и даже воюют. В неоязычестве нет единой философии, мифологии, единой религиозной практики, даже одного набора богов.

Человек может считать себя язычником, если воспроизводит набор суеверий своей прабабушки, верит в домовых и леших, ведет свою родословную от мифического прародителя славян Орея и так далее. Необязательно быть даже членом какой-либо общины. Можно сказать, неоязычники в основной массе — это не столько люди, прыгающие в псевдорусских вышиванках через костер, сколько носители определённого комплекса мифов — это «гиперборейская теория», «арийский миф», то, что солнце у славян называлось Ра (как у древних египтян) и т.д. Носителями такого мифологического сознания в России является очень большое количество человек.

Главное, что объединяет всех неоязычников — ненависть к христианству и стремление к борьбе с ним. Аллергия на христианство — своего рода ядро религиозного сознания каждого неоязычника, вокруг этого строится идеология той или иной общины. Вот, например, их излюбленный тезис о том, что язычество учит человека быть сильным, а христианство со своим «подставь вторую щеку» это «религия слабаков», поэтому очевидно: кем должны стать русские, чтобы быть сильными. Аргумент довольно забавный, если вспомнить, что традиционное язычество проигрывало всем без исключения религиям, с которыми входило в противостояние. Сталкиваются язычество и буддизм — выигрывает буддизм, сталкиваются язычество и христианство — выигрывает христианство, сталкиваются язычество и ислам — выигрывает ислам. Собственно, так эти религии и стали мировыми. Удивительно, что нынешние идеологи неоязычества предлагают нам вернуться вот к этому, всеми побитому, чтобы стать сильными.

Традиции предков?

На сайте Министерства юстиции опубликован список экстремистских материалов, в котором более 160 наименований неоязыческих текстов. Появились они там не просто так, а после череды громких преступлений.

В 2008 году неоязычники взорвали бомбу в Никольской церкви в московском районе Бирюлево-Западное, только по счастливой случайности тогда не погибли люди. В том же году студент-неоязычник порубил топором мемориальную плиту и деревянный крест на территории Пензенского онкодиспансера.

В 2009 году они устроили поджог в Казанском храме Петербурга, а во Владимире неоязычник бросил взрывпакет в окно храма святых Кирилла и Мефодия.

В 2010 году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле, а в августе 2013 года — Петровский храм в Санкт-Петербурге.

В 2014 году в Южно-Сахалинске вооруженный неоязычник расстрелял в храме людей, два человека погибли и еще семь были ранены. При обысках в неоязыческих общинах, в том числе и тех, кто протестовал в 2015 году против строительства храма на Торфянке в Москве, полиция находила незарегистрированное оружие и боеприпасы. И это далеко не полный список «подвигов» неоязычников.

Происходит отток российских неоязычников в украинские добровольческие батальоны, воюющие против русских в Донбассе. «Родноверы» не только «засветились» в украинских карательных частях, но и стали оттуда призывать к свержению российского политического строя. Например, примкнувший к «добробату» «Азов» в 2014 году ставропольский язычник Сергей Букреев (он же волхв Яромир) откровенно заявляет, что Ставрополье и Кубань «должны вернуться в Украину». Ученица и землячка Яромира, снайперша батальона «Айдар» Юлия Толопа летом 2014 года агитировала украинских националистов к походу на Пятигорск – ее родной город.

Самые агрессивные неоязычники оседают в экстремистских и террористических организациях ваххабитского типа. Множество неоязычников пополнили «Исламское государство»*, причем некоторые из них ухитряются быть одновременно и язычниками и игиловцами. Замечено, что неязычники вполне лояльны к радикальному исламу. А общего у них и в самом деле немало: язычники и исламисты отрицают алкоголь, ненавидят евреев, считают христиан слабаками и неверными, думают, что исповедуют «религию воинов», полагают, что отстаивают истинные традиции своего народа. Общий враг — государство, мировое правительство, «жидомасоны» и христиане.

Возможно, кто-то скажет: по преступлениям отдельных людей не следует судить о всех поборниках языческой культуры. Есть неоязычники, которые мирно поклоняются своим богам, прыгают через костер на Ивана Купала и продают глиняные свистульки. Что ж, это правда. Только вот вопрос остается тем же: а точно ли все вот это — религия наших предков?

Илья Устинов, магистр религиоведения

Вам может также понравиться...