Биография священномученика Константина Словцова

       Священномученик Константин – Константин Виссарионович Словцов – прославлен  в Соборе новомучеников и исповедников Российских Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года. О жизни святого  можно узнать из книги «Жития святых Екатеринбургской епархии», изданной в 2008 году по материалам Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии, «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль.Ч.1» игумена Дамаскина (Орловского)[1], на сайтах Екатеринбургской и Челябинской митрополий, Каменской епархии и других православных сайтах.
        Во всех этих источниках житие святого изложено кратко. Известны место последнего служения (село Егоршинское Ирбитского уезда – ныне г. Артемовский Свердловской области) и обстоятельства мученической кончины в 1918 году. Также известно, что Константин Словцов «…окончил Тобольскую Духовную семинарию. 22 октября 1912 года Преосвященнейшим Митрофаном (Афонским), епископом Екатеринбургским и Ирбитским, Константин Виссарионович был рукоположен в сан диакона, а через 2 дня в Христорождественской церкви Кыштымского завода Екатеринбургского уезда удостоился возведения в сан священника. Первым местом служения батюшки стала Вознесенская церковь Полевского завода[2] того же уезда. Почти через год, в сентябре 1913 года, отца Константина перевели в село Егоршинское[3]Ирбитского уезда, где действовала церковь во имя Пророка Божия Илии…»[4].
Интерес к жизни именно этого святого вызвал его подвиг, неимоверные страдания «в час испытания веры»[5] и тот факт, что в его житии упоминается Кыштымский завод (ныне г. Кыштым), где проживает автор. Помощь в определении возраста священномученика, его происхождения, мест земного пребывания,  кроме известных по житию, пришла неожиданно. В декабре 2016 года в свет вышла книга челябинской писательницы Марии Александровны Меньшиковой «Историческая судьба вершится Промыслом Божиим. К истории церквей и духовенства Миасского сельского благочиния», в которой в том числе был размещен очерк Н.А. Антипина по истории церкви Сошествия Святого Духа на апостолов села Теренкуль[6]. В очерке упоминался диакон Словцов Николай Виссарионович и его мать  — псаломщическая вдова Словцова Сусанна Иоаннова. Предположение о том, что это брат и мать священномученика Константина Словцова,  оправдалось. В клировой ведомости за 1908 год по церкви Сошествия Святого Духа на апостолов с. Теренкуль благочинного 4-го округа Шадринского уезда Екатеринбургской епархии было указано, что у просфорни, псаломщической вдовы, Сусанны Словцовой, 60-ти лет, в семействе 4 сына, младший из которых – Константин, 20-ти лет, обучается в IIIклассе Тобольской духовной семинарии [7].  Далее жизнь святого увиделась следующим образом.
         Родился Константин Словцов в семье псаломщика Николаевской церкви села Верх-Ключевское[8] Камышловского уезда Словцова Виссариона Иоаннова и жены его Сусанны Иоанновой в Попразднество Рождества Христова – 26 декабря 1887 года[9](по новому стилю – 8 января 1888  года). До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой четы, но зато теперь можно с уверенностью сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного дерева. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков..!»[10].
      В семье Словцовых на ту пору уже было  3 сына — Николай 22 лет и Филолог 21 года вели самостоятельную жизнь[11], Петр 12 лет – обучался в 1-м классе Далматовского духовного училища[12].Младшего сына – будущего священномученика – крестили в тот же день в сельской церкви во имя святителя Николая — одноштатной, деревянной, однопрестольной, купленной в с. Покровском Ирбитского уезда, заложенной 31 января 1858 года по грамоте архиепископа Пермского Неофита, освященной 10 января 1860 года[13]. Таинство крещения совершил священник этой церкви Михаил Евлампиев Тихомиров, он же был и восприемником, другой восприемницей была псаломщическая дочь Феоктиста Виссарионова Словцова[14](сестра священномученика, в клировой ведомости за 1908 год среди детей Сусанны Словцовой ее нет, возможно, уже умерла). Младенца нарекли именем Константина Синадского  (Фригийского) (III), память которого совершается в тот же день Попразднества Рождества Христова и Собора Пресвятой Богородицы.
      Детство  Константина Словцова прошло там, где и родился —  в небольшом селе Верх-Ключевское, расположенном в живописнейшем месте — по обеим сторонам р. Синары, впадающей в р. Исеть. Находилось оно от Екатеринбурга в 120 верстах, от Камышлова в 75 верстах и от с. Катайское в 20 верстах. Веру во Христа – живую, чистую и нелицемерную –  напитал Константин еще и от прихожан  Ключевского прихода. Все они были — русские, православные, исключительно крестьяне, занимающиеся хлебопашеством[15]. В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году, рассказывается о замечательной традиции прихожан Верх-Ключевской, Пироговской, Колчеданской и Зырянской  церквей ежегодно  20 июля совершать крестный ход и «общее моление» на урочище Далеко. Установлен этот крестный ход был в память такого события: в один из неурожайных годов в начале 19 столетия прихожане Зырянской церкви просили причт отслужить молебен в поле с молением о ниспослании дождя; случайно крестный ход Зырянской церкви встретился на урочище Далеко с крестными ходами, идущими навстречу из села Пироговского и Колчеданского; после соборно отслуженного молебствия прошел проливной дождь[16].20 июля (2 августа) Православная Церковь совершает воспоминание и прославление пророка Илии (IXв. до Р.Х.), а с 17.07.2002г. – и священномученика Константина Словцова…
      Младенческая пора для Константина закончилась великой скорбью – в 1894 году 23 июля умер его отец[17], после окончания среднего отделения Екатеринбургского духовного училища в 1863 (или 1860) году[18] прослуживший в лоне Православной Церкви в должности псаломщика более 30 лет (до Верх-Ключевского служил в с. Полдневское Екатеринбургского уезда)[19]. Вскоре Константин с матерью стали жить в соседнем селе Зырянское[20], куда 30 декабря 1894 года[21], согласно прошения,  постановлением  Епархиального Начальства, псаломщическая вдова Сусанна Иоаннова Словцова, была определена просфорней к Богоявленской церкви. Село располагалось по склону правого возвышенного берега р. Синары, было украшено каменным четырех-престольным храмом.  Приход здесь был большой – порядка 6 тысяч человек, в который входило еще 6-7 деревень. В с. Зырянском имелось земское училище и в приходской дер. Таушкановой школа грамоты с 1896 года[22], здесь Константин Словцов начал постигать грамоту.
      Через два с небольшим года, опять же по прошению,  3 марта 1897 года  мать Константина  была перемещена на должность просфорни в с. Теренкульское Шадринского уезда [23] к церкви Сошествия Святого Духа на апостолов. Здесь служил псаломщиком, а позднее  диаконом, старший брат Константина —  Николай Виссарионович, 3 февраля 1867 года рождения (см. Приложение 1).
      Сусанна Иоаннова Словцова продолжала служить в должности просфорни в с. Теренкульское еще долгие годы (см. Приложение 1), а Константин с сентября 1898 года начал свое обучение в Камышловском духовном училище в подготовительном классе[24]. Обучение было платным, и если семьям даже «достаточных» сельских священников приходилось ограничивать собственные потребности до минимума, ради воспитания и обучения своих детей, то не трудно представить,  как нелегко было псаломщической вдове дать образование своему младшему сыну Константину. Вероятно, ей в этом  помогали старшие сыновья, да и сам Константин старался, хотя преподаваемые науки давались ему через особое прилежание и немалый труд (к примеру – второй класс ему пришлось преодолевать два года) [25]. В списке учеников Камышловского духовного училища, составленном после годичных испытаний за 1903-1904 учебный год, после окончания 4-го (последнего) класса,  Константин Словцов числится среди учеников, которым надлежало пересдать экзамен – по географии[26], а с 1906 года – он уже воспитанник Тобольской духовной семинарии, которую закончил по 2-му разряду в 1912 году[27].
     22 октября 1912 года – в празднование Казанской иконе Божией Матери в Крестовой церкви архиерейского дома (г. Екатеринбург) Преосвященнейшим Митрофаном (Афонским), епископом Екатеринбургским и Ирбитским «в сослужении председателя Епархиального Съезда депутатов протоиерея Василия Словцова, ключаря и братии Крестовой церкви…за литургиею рукоположен в сан диакона окончивший курс Духовной семинарии Константин Словцов, назначенный на штатное священническое место к Вознесенской церкви Полевского завода, Екатеринбургского уезда», «слово за причастным произносил Епархиальный миссионер-проповедник священник Александр Здравомыслов»[28].По всей вероятности, будущий священник на следующий день (23 октября) в той же Крестовой церкви  молился на всенощном бдении с чтением акафиста Божией Матери, которое возглавил Преосвященнейший Митрофан[29], а после всенощного бдения в свите Владыки отбыл в Кыштымский завод  Екатеринбургского уезда почтовым поездом, отходящим на Челябинск в 10 ч. 6 м. вечера и  прибывающим на ст. Кыштым ранним утром[30].
      Путь лежал в Христорождественскую церковь – здесь намечалось торжественное соборное богослужение. Церковь очень величественная, каменная, двухэтажная, шестипрестольная: в верхнем холодном храме главный престол в память Обновления храма Воскресения Христова, правый – в честь Покрова Божией Матери, левый – в честь Святителя и Чудотворца Николая. В нижнем, теплом, главный престол в честь Рождества Христова, правый – Сретения Господня и левый – Благовещения Пресвятыя Богородицы[31]. Здесь свободно могло вместиться до 5000 человек молящихся. Заложена церковь 30 июня 1848 года епископом  Екатеринбургским, викарием Пермской епархии Ионой[32] (в миру Ипполит Леонтьевич Капустин; 11 (22) января 1790Тобольск — 13(25) ноября 1867Далматовский Успенский монастырь)[33], освящена 21 июля 1857 года[34] и оставалась приписной к Духосошествиевской церкви более 50 лет. Лишь 30 ноября 1909 года  Указом Святейшего Правительствующего Синода  за № 6171  при  Христорождественской церкви был открыт самостоятельный приход с штатом причта в составе двух священников, диакона и двух псаломщиков, с отнесением содержания по вновь открываемым вакансиям на местные средства[35].
      24 октября 1912 года – день празднования иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (по новому стилю 6 ноября) – особенный день в истории Кыштыма.
      В этот день за литургией в  Христорождественской церкви Кыштымского завода новопоставленный диакон Константин Словцов рукоположен в сан священника (по этому факту земного пребывания в Кыштыме священномученик Константин Словцов включен в Собор Челябинских святых). По окончании   литургии Его Преосвященством был обнародован Указ Священного Синода о возведении Кьштымской Христорождественской церкви на степень штатного собора и сказано приличествующее случаю слово, после чего было совершено служение молебеного пения с провозглашением обычного многолетия[36].
     День был не воскресный, и, возможно, богослужение в этот день было соборное – с участием духовенства всех 4-х православных храмов Кыштымского завода. В таком случае здесь присутствовал и будущий священномученик Константин Николаевич  Алексеев (3 ноября 1873г. – июль1918г.), служивший в это время на 2-й священнической вакансии в Духосошествиевской церкви[37]. Не исключено, что среди присутствующих был и 3-й святой (хотя бы мысленно, молитвенно), местом пребывания которого был Кыштымский завод – Александр Васильевич Сидоров (30 августа 1867г. – 27 июня 1918г., Далматово), работавший здесь в 1890-1895годах учителем двухклассного училища[38]. В этот день в сан протоиерея возводился настоятель Христорождественского собора Константин Пьянков – родной брат жены Александра Сидорова – Марии Алексеевны. 
      Рукоположенному во священника Константину Словцову на ту пору было неполных 25 лет. Первое место его служения — «Полевской завод. Грандиозный Вознесенский собор, первый в епархии по величине и высоте: украшен художественными мраморными досками и святыми  иконами. 3 иконостаса сделаны под дуб и с позолотой. Живопись высокого качества…»[39] «с  приделами: правым – иконы Божией Матери «Иверския», левым – Марии Магдалины. Этот храм, крестообразный по форме, с громадным куполом на 4-х колоннах, имеет в длину 22 сажени,  а в ширину и высоту по 18 сажень… В храме находится особенно чтимая прихожанами икона Божией Матери «Иверская», пожалованная Ея Императорским Величеством Государынею Императрицею Мариею Феодоровною 30 Января 1883 года. Вместе с иконою присланы были священные облачения: риза, епитрахиль, поручи и стихарь, — все это сшито из покровов, употребленных при погребении Государя Императора Александра  II-го», строился храм с 29 июня 1845 года в течении 52 лет на средства заводовладельцев и прихожан[40]
      24 сентября 1913 года Константин Словцов был перемещен к церкви во имя Пророка Божия Илии села Егоршинское Ирбитского уезда[41] (на место умершего  7 сентября священника Алексея Суворова[42]) – второе и последнее место своего земного служения. 
     Из жития священномученика Константина Словцова известно следующее. Село Егоршинское было когда-то маленькой деревушкой, но с постройкой здесь в 1864 году храма деревушка стала селом. Во второй половине XIX столетия рядом с селом было обнаружено месторождение каменного угля и началась его промышленная разработка. С открытием месторождения в Егоршинское на заработки потянулись рабочие. В 1909 году здесь был построен каменный однопрестольный храм. Приход состоял в это время приблизительно из двух тысяч двухсот человек. В 1913 году к селу от Екатеринбурга была проведена железнодорожная ветка и в 1915 году в Егоршинском была построена уже железнодорожная станция, и село превратилось в волостной центр. 
      В начале 1918 года к власти в Егоршинском пришли большевики, и из местных жителей был организован отряд Красной гвардии, который возглавил член местного Совета коммунист А.О. Павловский, быстро превративший этот отряд в отряд жестоких карателей. Летом 1918 года, незадолго до занятия Егоршинского частями Белой армии, большевики распорядились мобилизовать в Красную гвардию всех железнодорожных рабочих и служащих, оставив работать лишь одну поездную бригаду, причем рабочим и служащим не было выдано жалованья за прошедший месяц или хотя бы муки, которую они могли бы передать семьям, оставшимся без кормильцев. Рабочие отказались от мобилизации, и местный революционный комитет запросил помощи для подавления сопротивления у отряда Павловского. Все сопротивлявшиеся мобилизации были жестоко наказаны. 
      Свидетели тех событий писали: «Волосы становятся дыбом от рассказов о жертвах большевиков. Железнодорожную станцию Егоршино большевики не успели разрушить и взорвали лишь водокачку. Во время стоянки большевистского штаба на этой станции расстрелы населения производились тут же, недалеко от станции. По дороге, идущей от этой станции на село Покровское, лишь на расстоянии 7 верст насчитывается 26 братских могил по 5–10 человек. Всего, говорят, на Егоршинской станции расстреляно до 250 человек. Сплошь и рядом расстрелы эти сопровождались издевательствами[43].
      Особенно зверски красные расправились с отцом Константином: перед смертью его мучили, кололи штыками, отрубили нос вместе с верхней губой, затем расстреляли. Это произошло 20 июля/2 августа 1918 года. С убитого священника сняли епитрахиль, надели её и дароносицу на корову, которую стали водить в таком виде по селу. Позднее дарохранительница была найдена у одного из красноармейцев, наполненная табаком. Квартиру отца Константина красные разграбили[44].
      К вышеописанному хочется лишь заметить, что молодой батюшка Константин Словцов мог уехать из села,  которое стало местом скопления враждебных Церкви группировок, но он этого не сделал, не оставил без духовного окормления своих прихожан. Он продолжал служить, все упование возложив на Бога, и принял мученическую кончину в престольный праздник своего храма – в день Пророка Божия Илии. В этот же день (или днем позже) в г. Туринске был расстрелян священник Феодор Распопов, однокурсник Константина Словцова по Тобольской семинарии, 25 марта 2004 года причисленный также к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания[45].

Савелюк Лариса Валентиновна,
  краевед, член Уральского церковно-исторического общества 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Из клировой ведомости за 1908 год по церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, с. Теренкуль благочинного 4-го округа Шадринского уезда Екатеринбургской епархии  (ОГАЧО Ф. И-131 Оп. 1 Д. 13)

Диакон Николай Виссарионов Словцов, состоит на штатной псаломщической вакансии , 41 года, сын псаломщика, родился в Полдневском селе Екатеринбургского уезда 1867 года 3 февраля. Кончил курс в Каслинском заводском народном училище в 1879 году. 
Поступил послушником в Далматовский Успенский монастырь 1884 года 25  августа.
Посвящен в стихарь Преосвященнейшим Нафанаилом, Епископом  Екатеринбургским и Ирбитским 1886 года 2  июня. 
Указом Екатеринбургской Духовной Консистарии за № 2956 определен штатным псаломщиком к сей церкви 1886 года 25 июля.
Рукоположен в сан диакона к сей церкви Преосвященнейшим Христофором, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским 1899 года 27 ноября.
Имеет свидетельство на звание учителя сельского приходского и начального народного училища, выданное Педагогическим Советом Шадринского Городского 4-х классного училища за № 70 1897 года 1  марта.
Указом Екатеринбургского  Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, за № 913, определен опекуном над имуществом и детьми умершего псаломщика Кабанской Богородичной церкви Шадринского уезда Димитрия Иоаннова Простакишина 1901 года 18  мая. 
Грамоту и Указ имеет.
В семействе у него жена. Евгения Иоасафова 43 лет, родилась в 1865 году  декабря.

 Просфорня псаломщическая вдова Сусанна Иоаннова Словцова, 60 лет. Муж ея псаломщик Виссарион Иоаннов Словцов состоял в должности псаломщика свыше 30 лет. Последнее время служил при Николаевской церкви Верх-Ключевского села Камышловского уезда, где и умер в 1894 году 23 июля.
На должность просфорни, согласно прошению, определена постановлением  Епархиального Начальства к Богоявленской церкви Зырянского села, Камышловского уезда, 1894 года 30 декабря.
Постановлением Епархиального Начальства, согласно прошению, перемещена к сей церкви 1897 года 3 марта.
По должности просфорни получает от церкви 18 рублей в год и от церковно-приходского попечительства 6 рублей, пользуется от общества дровами для отопления жилища  и добровольным сбором для пропитания.
Единовременного пособия из казны за службу мужа не получала.
В семействе у нея дети:
Николай, 41 года, состоит диаконом на псаломщической вакансии при сей церкви.
Филолог, 40 лет, проживает в городе Камышлове и состоит на частной службе.
Петр, 32 лет, состоял в военной службе четыре года и зачислен в запас армии. В настоящее время проживает в Верхотурском уезде и состоит на частной службе.
Константин, 20 лет. Обучается в III классе Тобольской духовной семинарии на полуказенном содержании.

[1]Игумен Дамаскин (Орловский) Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1. Тверь.2016.Стр. 360-361. Примечания.
[2] Ныне город Полевской Свердловской области
[3] Ныне город Артемовский Свердловской области
[4] Жития Святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. Стр.274
[5] Кондак Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
[6]М .А. Меньшикова. Историческая судьба вершится Промыслом Божиим. К истории церквей и духовенства Миасского сельского благочиния. Челябинск. 2016. Стр. 201-209
[7]Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧА) Ф. И-131 Оп. 1 Д. 1
[8] Ныне село Верхнеключевское Катайского района Курганской области (население  в 2016 г. 519 человек)
[9]Метрическая книга Николаевской церкви с. Верх-Ключевское Камышловского уезда за 1887 год. КГУ «Государственный архив Курганской области» Ф.304. Оп.1.Д.38.Л.28об.-29
[10] Цитата из: Архиепископ Никон (Рождественский). Житие, чудеса  и подвиги преподобного и  Богоносного отца нашего Сергия, игумена  Радонежского и всея России чудотворца. Трифоно-Печенгский монастырь. «Ковчег» Москва. 2003. Стр.20-21
[11] Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧА) Ф. И-131 Оп. 1 Д.1 Л.105-107
[12] Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1888 год,. № 30 от 6 августа, отд. оф, стр.627
[13] Из книги  Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Сайт «Оксана Корнева»,  http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/verh-klyuchevskoe-selo(дата обращения 10.01.2016г.) 
[14] Метрическая книга Николаевской церкви с. Верх-Ключевское Камышловского уезда за 1887 год. КГУ «Государственный архив Курганской области» Ф.304. Оп.1.Д.38.Л.28об.-29
[15]Из книги  Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Сайт «Оксана Корнева»,  http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/verh-klyuchevskoe-selo (дата обращения 10.01.2016г.)
[16] Из книги  Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Сайт «Оксана Корнева»,http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/zyiryanskoe-selo/(дата обращения 10.01.2016г.)
[17] Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧА) Ф. И-131 Оп. 1 Д.1 Л.107
[18] Адрес –Календарь Пермской епархии на 1877 год, стр.92 ; Пермский епархиальный адрес-календарь на 1882 год, стр. 159  (указан 1863 год); Пермский епархиальный адрес-календарь на 1885 год, стр. 177; Пермский епархиальный адрес-календарь на 1887 год, стр. 106 (указан 1860 год)
[19]Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧА) Ф. И-131 Оп. 1 Д.1;Адрес –Календарь Пермской епархии на 1877 год, стр.92
[20] Ныне село Зырянка Катайского района Курганской области (численность населения в 2016 г. 611 человек)
[21] Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧА) Ф. И-131 Оп. 1 Д.1 Л.107
[22] Из книги  Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Сайт «Оксана Корнева», http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/zyiryanskoe-selo/  (дата обращения 10.01.2016г.)
[23] Ныне деревня Теренкуль в Красноармейском районе Челябинской области
[24] Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1898 год,. № 14 от 16 июля, отд. оф, стр.366
[25]Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1900 год № 14, оф.отд., стр. 350, за 1901 год №14, оф. отд., стр.293, за 1902 год № 14 оф. отд.,  стр. 305, за 1903 год № 13 оф. отд.,  стр. 344.
[26]Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1904  год № 14  от 16 июля,  оф. отд. стр.280
[27] Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1912 год № 29 от 15 июля,  оф. отд.стр. 332.
[28]Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1912 год №  44 от 28октября, неоф. отд.,  стр. 1064
[29]Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1912 год №  44 от 28 октября, неоф. отд.,  стр. 1064-1065
[30]Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей Екатеринбургское Епархии в октябре месяце 1911 года. Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1912 год №  49 от 4 декабря ,неоф. отд., стр. 1122
[31] Из книги  Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Сайт «Оксана Корнева», — http://www.okorneva.ru/ekaterinburgskiy-uezd/kyishtyimskiy-zavod (дата обращения 10.01.2017г.)
[32] Обозрение церквей Екатеринбургского викариатства Преосвященным Ионою. Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1914 год № 33 от 17 августа, неоф. отд., приложение, стр.75-79
[33] Иона(Капустин).  Сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD)(дата обращения 10.01.2017г.)
[34] На камне веры создавай церковь твою. Рождественский вестник. Православная городская газета, Кыштым,  декабрь 2016г., стр. 3
[35] Екатеринбургские епархиальные ведомости  за 1909 год  № 47, оф. отд., стр. 886
[36]Екатеринбургские  епархиальные  ведомости за 1912 год №  44 от 28 октября, неоф. отд., стр. 1064-1065
[37]Савелюк Л. В. Священномученик Константин Алексеев: служение в Духосошествиевской церкви Кыштымского завода(1910-1912г.г.) . Материалы 4 региональной научно-практической конференции «Сухоложье в истории Урала: связь времен».Сухой Лог. Екатеринбург. 2016. Стр. 91-101
[38] Жития Святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. Стр.133
[39]Протоиерей Сергий Рыбчак «Полевской исторический синодик. Православные приходы: священнослужители, события, факты». Стр. 127-128
[40] Из книги  Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Сайт «Оксана Корнева», —http://www.okorneva.ru/ekaterinburgskiy-uezd/polevskiy-zavod (дата обращения 10.01.2017г.)
[41] Екатеринбургские епархиальные ведомости  за 1913 год  № 39 от 29 сентября, оф. отд., стр. 447
[42] Екатеринбургские епархиальные ведомости  за 1913 год  № 38 от 22 сентября, оф. отд., стр. 446
[43]Игумен Дамаскин (Орловский) Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1. Тверь.2016.Стр. 360-361. Примечания.
[44]Жития Святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. Стр.274-276
[45] Сайт «Древо. Открытая православная энциклопедия»https://drevo-info.ru/articles/18091.html (дата обращения 10.01.2017г.)