НЕБО НА ЗЕМЛЕ

О Божественной литургии

Насколько нам известна история Церкви, даже в лице святых ее, — кажется, никогда не было такого восторженного совершителя и восхвалителя Божественной Литургии, как Батюшка отец Иоанн Кронштадский. Батюшка жил в наши дни. И нам , современникам великого служителя, особенно дорого, и ценно,что такой пламень веры и восхищенного опыта был в наши дни маловерия, охлаждения, безбожия, даже богоборчества.Точно пророческая молния, в лице отца Иоанна указан нам путь исхода из этого мрака, который надвинулся на нашу Церковь и страну еще при жизни батюшки, — это Литургия.

И понятным становится, почему в дни великого гнева Божия, еще при Патриархе Тихоне, в России умножились случаи частого причащения Святых Христовых Таин; раз в месяц, через две недели, а иные и еженедельно.

Епископы, в частности митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), и сейчас убедительно зовут паству свою именно к Литургии и Причастию Святых Таин как вернейшему и сильнейшему средству против духовного зла и натиска неверия на нашей родине.

Пока совершается Божественная , спасительная Литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что не погибнут во зле греха, безбожия, материализма, гордости и нечистоты — русские люди, что возродиться и спасется наша родина. Потому, — убеждает святитель и клириков, и паству, — паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении ( ежедневном, даже многократном, на разных престолах Литургии). Будет она, будет и Церковь, и Россия! Главное спасение всех и всего в достойном совершении Литургии, и спасительном Причастии Святых Таин. Все «прочее» — земное, приложится.

«О высота, о величие, о лепота и сладость Божественной Литургии! О богатство духа и блаженство наше! Во время Литургии Небо и земля сочетаваются: Бог — с человеками; небесные Ангелы — с человеками земными; все лики святых праотцев, патриархов, пророков, апостолов, евангелистов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых! О, какой светлый, прекрасный, блаженный союз! А мы, страстные, часто не замечаем, не видим сей благодати Божией — таких вышеестественных щедрот Великодаровитого Бога нашего! И уничижаем себя непрестанно житейскими страстями, отпадаем от такой высоты искупления своего, от такого блаженного союза, от союза с Богом, с Божией Матерью, с Ангелами, со всеми святыми, и со всеми верными на земле христианами!»

«О, сколь величественна, свята, спасительна, вожделенна Литургия для христиан! Храм истинно делается Небом! Ибо Бог в Троице нисходит на святой животворящий престол каждый день и совершает величайшее чудо милосердия Своего, претворяя хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия и удостаивая верующих причастия их».

«Дух Святой , сшедый в мир ради заслуг Господа Иисуса Христа, всегда с нами, особенно же во время Литургии: как чистейший духовный воздух, как живительный свет и теплота, как елей, как пища и питие духовное, как очищение, как мир, святыня, благоухание, как любовь, как сладостная надежда, как животворящая сила, как дыхание чистое, как аромат приятнейший , привлекающий всех к Себе и к тому, в ком Он находится! Вот какое сокровище благ духовных, какого Духа, Духа Творческого, Зиждителя и Святителя исходатайствовал нам Сын Божий Иисус Христос».

Отец Иоанн в восторге восклицает: «Нет ничего выше и более Литургии ни на Небе, ни на земле». Но «отчего же люди так часто бывают холодны к Литургии? — От недостатка рассуждения, от маловерия, неверия и от житейских страстей. Отчего любят более театр, нежели Церковь?…» В театре человек «забавляется собой и часто своими собственными пороками, рукоплещет им, одобряет их и щедро награждает мастерское изображение их. А для Литургии человек бывает в большинстве случаев неподготовлен, недостоин, чтобы жить жизнью, чувствовать ее величие и спасительность, проникаться ею, одухотворяться, обожаться: земной к земле и влечется. Но есть и люди, для которых Литургия есть все на этом свете».

Остановимся на приведенных восторгах и тех словах , которые с восхищением говорит Батюшка о Литургии! Так может говорить лишь пылающее любовью сердце! А мы оставляем Церковь. Не раз приходиться слышать, как христиане говорят : «Мне больше нравится всенощная, а не Литургия, полумрак храма, мерцающие лампадки, какое — то мистическое настроение, все это трогает душу. А Литургия скучна для меня». Отец Иоанн скорбел о таких людях: «Чего же они лишают себя, какого Божественного сокровища бесценного, какого бессмертного, животворящего дарования Божия, какой помощи Божией! Вот отчего нет истинной жизни в христианах православных, жизни по духу Христову. Вот почему умножились пороки и бедствия!». Батюшка усмотрел духовную скудость даже и тех , кто и часто причащается». Как мы измельчали, как осуетились! А все от чего? — От невнимания и нерадения о своем спасении, от пристрастия к временному, от слабой веры или неверия в вечность».Холодность наша к Литургии есть страшный знак нашего омертвления. Так и Батюшка смотрел: «Литургия самый лучший пробный камень душевного нашего состояния — живы ли мы, или мертвы? Что в нас гнездиться? Какие страсти? Какие немощи душевные» .

«Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему… жертва приятнейшая Богу — более всех других жертв».

/Митрополит Вениамин (Федченков)/

Вам может также понравиться...